Страдание — это результат заботы, переживания, беспокойства о вещах, которые мы не можем в текущих условиях изменить. В таком случае мы можем попытаться решить проблему, тем или иным способом изменив своё состояние, и в итоге даже начать испытывать счастье. Ведь это не окружающий мир как таковой делает нас счастливыми, счастливыми нас делает наше восприятие. Мой триггер — моя реакция — моё вознаграждение. Так почему бы не оставить одно вознаграждение, одно счастье? Является ли это решением?
Счастье само по себе неважно, оно как печенька. В детстве мы думаем, что печеньки очень важны, нам хочется обладать всеми печеньками в мире. Однако когда мы взрослеем, мы понимаем, что печенька — это инструмент, который нужен, чтобы заставить нас есть овощи. Счастье — это печенька, которую наш мозг готовит сам для себя, и нередко вознаграждает нас не только за съеденные полезные овощи, но и за удовлетворение тех зависимостей, которые мы создали в процессе нашей личной и коллективной эволюции. Если научиться изменять своё восприятие и состояние, можно произвольно ощущать счастье когда угодно. Именно в эту ловушку попадают некоторые практикующие медитацию. Снова и снова выпекая и блаженно уплетая печеньки на кухоньке в какой-то части своего мозга, рано или поздно они сталкиваются с очень серьёзным кризисом смысла.
Оказывается, что глубинной причиной их несчастья была не нехватка счастья, с которой они успешно научились справляться, запуская выброс нейротрансмиттеров. В запущенных случаях такие медитаторы парадоксальным образом становятся весьма невнимательными — ведь зачем обращать внимание на трудности, вызовы, противоречия, потребности других людей, когда под рукой всегда есть магические печеньки? Современные психологические исследования указывают, что такие чрезвычайно высокие уровни саморегуляции могут отрицательно сказываться на способности к метакогнитивному осознаванию, эмпатии, социальной вовлечённости. Опять же, в доступе к печенькам ничего плохого нет, пока мы помним, что это — инструмент, причём лишь один из тех инструментов, которые нам стоит иметь у себя в ящике.
Поняв, что не в счастье заключается Счастье, мы можем обнаружить, что проблема нашего сущностного несчастья касается вопросов о смысле жизни: зачем и как я живу, что является ценностью, что справедливо и что красиво, как нам ладить друг с другом и выстраивать устойчивую и осмысленную цивилизацию, какое место занимаю в ней я и так далее. Мы открываем необходимость движения к осознаванию и решению проблем на ином уровне сложности: что прежде казалось неразрешимым, предстаёт в ином свете. И это тот сознательный ответ, к которому взывала нас изначальная ситуация страдания.
И наконец, какова природа той структуры, которая заставляет меня реактивно избегать неприятного и тянуться к приятному, почему я функционирую таким образом? Не является ли корневым страданием сама эта моя обусловленность? Можно ли иначе? Красивее, благостнее, свободнее, продуктивнее? Вместо того, чтобы заедать страдание печеньками, довольно лаконичную формулировку первого шага к переменам предложил нейроучёный Джадсон Брюер: триггер — осознавание и отпускание либо сознательное действие, которое вытекает из вновь осознанного смысла и цели (это всё овощи) — и да, печенька.
А ещё можно взглянуть в просторную и ясную природу своего ума и увидеть, как естественно, мягко и красиво изначальная мудрость сознавания откликается на всё, что возникает в её чудесном зеркале.
(Размышления навеяны подкастом с Joscha Bach и Lex Fridman).
Comments