Многие люди, занимающиеся созерцательными практиками, особенно в буддийском контексте, рано или поздно сталкиваются с проблемой, которую можно обозначить как одну из форм «духовного избегания». Признаюсь, что и мне на пути практики медитации не раз приходилось этим грешить (и мне не верится, что можно перестать так или иначе сталкиваться с этими проблемами совсем — это как перестать отбрасывать тень или, скажем, считать, что твою гитару никогда не надо настраивать). Погружаясь в осознание пустотности всех проявлений, мы можем начать считать «голограммами» не только образы, конструкции и проекции своего ума, но и реальных людей вокруг. Психологическими симптомами подобной проблемы могут быть отчуждённость, эмоциональная скудость, диссоциация, деперсонализация. У тех, кто мало знаком с буддийской традицией, может сложиться впечатление, что такие черты действительно присущи созерцательному мировоззрению. Однако не только в современной психологической литературе, но и в огромном числе буддийских текстов, призывающих к помощи всем живым существам, подобные перекосы воззрения отмечались и корректировались как противоречащие не только идеалу махаяны, но и сути срединного пути. Другие люди — не голограммы. Они будды в абсолютном смысле и реальные люди в относительном. Голограммы — это различные образы и проекции нашего ума, представления о себе, других и мире, которые мы овеществляем и за которые цепляемся как за что-то прочное, сущностное и неизменное. А если мы их не овеществляем и воспринимаем как живые проявления пробуждённого присутствия, то они становятся украшениями нашего чистого сознавания, свободной игрой жизни или, используя христианское понятие, богоявлением. Конечно, осознать и удерживать высоту такого целостного воззрения — величайшая задача, под ногами зияют пропасти духовного избегания, обыденности, тягот жизни или, напротив, ярких и приятных переживаний, которые также могут тонко привязывать к себе. Поэтому, занимаясь различными созерцательными практиками, не стоит забывать о том, что воззрение — это и есть медитация. Фото: Дарья Новикова
top of page
bottom of page
Comments