Есть разные пути, как люди приходят к созерцательной практике. Это может быть спонтанный интерес и череда случайностей. Ощущение неудовлетворённости жизнью и сознательный поиск выхода. Встреча с необычным человеком, эдаким фриком — духовным наставником. Я думаю, в моём случае все эти факторы сыграли некоторую роль.
Я встретил своих первых учителей йоги и медитации в 2011 году, будучи увлечённым литературой студентом филфака, весьма далёким от телесных практик (в школьные годы я был профессиональным шахматистом). Уже через несколько месяцев я заметил, как моё тело оживает каким-то удивительным образом: особенно этому способствовали пранаямы и длинные йога-нидры. На пару лет я погрузился в крийя-йогу, это было время весьма необычных (назову их энергетическими и трансперсональными) переживаний. Тогда же я соприкоснулся с тибетскими учениями о природе ума. Я получил много ценного от своих учителей в то время — Ингвара Виллидо, Вячеслава Челнокова и др. — и всё же у меня оставалось много вопросов.
Следующим этапом стало, с одно стороны, желание разобраться с научной стороной дела (так я стал сертифицированным тренером по хатха-йоге), а с другой — изучение интегрального подхода (отмечу семинары Сергея Куприянова и Евгения Пустошкина) и работа в качестве переводчика и редактора в журнале «Эрос и Космос». Меня всё больше интересовал тибетский буддизм и бон, я посещал учения Геше Ринчена Тензина, Геше Сонама Гурунга, Алана Уоллеса. Что касается обучения онлайн и через записи, на меня особенно повлияли Дэниел Браун, Тензин Вангьял Ринпоче и др. В 2020 году я также очень увлёкся соматикой и танцем.
Чему я сейчас обучаю
Я не передаю практики в рамках какой-либо конкретной традиции. Для меня важно делиться инструментами и знаниями в открытом религиозно нейтральном контексте. В этом меня вдохновляют такие преподаватели медитации, как Майкл Тафт, Лок Келли, Реджи Рэй, Роб Бурбеа, Кристофер Уоллис и др. Я поддерживаю интегральное, метамодерновое мировоззрение. Знаю, не все в восторге, когда как-либо используют и осмысляют практики вне традиционных линий передачи. Я стараюсь подходить к этой теме деликатно. Это не замена и не равно обучению в рамках традиции, это альтернативный способ взглянуть на практики и исследовать их. В каком-то смысле я смотрю на созерцательные техники и знания об устройстве ума как на законы природы или научные знания: они универсальны и являются всеобщим достоянием, их нельзя запатентовать. При этом я с большим уважением и любовью отношусь ко всем людям, которые внесли и продолжают вносить вклад в эту работу на протяжении веков.
Comments